Двоюродная сестра поэта Владислава Ходасевича, родившаяся в 1904 году, она связала жизнь с современными опытами в искусстве и старалась освоить или хотя бы попробовать все модные течения своего времени. В юности училась в Смоленской высшей государственной мастерской, где преподавал Казимир Малевич, а уже в 1924 году стала слушательницей в Академии Фернана Леже. Пройдут годы, и Надя станет моделью, музой и женой этого мастера, будет популяризировать его творческое наследие, основав мемориальный музей его имени на юге Франции.
После Второй мировой войны Надя активно помогала возвращению на Родину многих тысяч советских граждан, искала пути сближения с незабытой ею Родиной, участвуя, по возможности, в ее культурной жизни - устраивала выставки французских художников и поддерживала советских актеров на зарубежных гастролях и кинофестивалях, среди ее гостей - Илья Эренбург, Любовь Орлова, Лиля Брик, Константин Симонов, Родион Щедрин, Сергей Юткевич… Надя несколько раз приезжала в Советский Союз и передала нашим музеям некоторые работы мужа – картины, керамику, более двух тысяч превосходных репродукций шедевров мирового искусства, а также свои мозаичные произведения.
К технике мозаики она обратилась в 1969 году, когда ей было уже 65 лет. Идея возникла при создании мозаичного фасада музея Фернана Леже, который делал итальянский мозаичист Мелано. Надя решила сделать портреты любимых ею людей, в числе которых ее личные знакомые – Фернан Леже, Пабло Пикассо, Марк Шагал, Морис Торез... Она едет в итальянскую Равенну, знаменитую средневековыми мозаиками в византийском стиле, внимательно изучает древнее искусство и уже в январе 1972 года в пригороде Парижа Малакоффе устраивает персональную выставку! Серия панно включила 65 сложенных из разноцветных кусочков смальты портретов, выполненных по фотографиям.
Несколько таких портретов сегодня можно увидеть в подмосковной Дубне. Это одна из достопримечательностей города - яркие красочные образы, созданные в технике мозаики. Внизу каждого панно есть авторская подпись «НХЛЕЖЕ» - Надежда Ходасевич-Леже.
Суровые зимы оказались безжалостны к хрупким кусочкам смальты, и часть работ была безвозвратно утрачена, но большую часть удалось сохранить, благодаря проведенной в 1996 году реставрации. Все изображенные - узнаваемые и знаменитые люди, укрепившие своими личными достижениями славу нашей страны.
Четыре портрета установлены на площади Космонавтов. Это Герои Советского союза, летчики-космонавты - Юрий Гагарин, Владислав Волков, Владимир Комаров, Георгий Добровольский.
В 1961 году Надя восприняла полет человека в космос как чудо и осуществление пророчеств одного из своих учителей Казимира Малевича, который в супрематических картинах показал мир без земного тяготения. Под впечатлением от полета Гагарина она достала свои рисунки 1920-х годов, созданные еще в России, и сделала их новые версии. Кстати, и Пикассо в 1961 году нарисовал карандашный портрет Юрия Гагарина в космическом шлеме, вписав космонавта в силуэт летящей птицы. Все фоны на панно – абстрактны, с цветными полукружиями, свободными линиями, геометрическими фигурами – ассоциации с техногенными разработками и орбитальными видами.
Надя писала: «…для Гагарина фон - демонстративный разбег линий, что-то звонкое ритмически».
Совсем небольшая памятка в виде информации о космонавтах находится рядом с их портретами, как газетная вырезка, черно-белая, трагическая. И жизнерадостные лица на красочных панно с этой сухой заметкой категорически не согласны - их столь краткая жизнь была яркой, напряженной, трудной и счастливой, ведь именно такую они для себя выбрали. И память об этих прекрасных людях должна быть «звонкой» в своих живых красках, как ее изобразила Надя Леже…